«Надоела жена – иди в монастырь». Правила семейной жизни на Руси

Семья – очень важная категория для современного общества. И строится она по определенным правилам. Впрочем, так было всегда: в любые времена брак и совместная жизнь выстраивались согласно неким канонам. Одно было в порядке вещей, другое – под негласным запретом. Хотите знать об интересных особенностях супружеской жизни Древней Руси? Тогда читайте:

Надоела жена – иди в монастырь.



Поводов для развода с женой, приведенных в «Уставе князя Ярослава» (XIII век), было несколько: прелюбодеяние, подтвержденное свидетелями; общение с посторонними без разрешения; покушение на жизнь мужа или несообщение об угрозе такового. Женщина, в свою очередь, могла попросить развода, если мужчина «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств) или пропал на длительное время. В случае же, если супруги не хотели больше жить в браке – то один из них имел возможность уйти в монастырь.

Четвертый брак – вне закона.

Повторно жениться не было запрещено, но это было нежелательно. Тем не менее каноническое право в православии позволяло три брака. А вот четвертый считался «нечестьем, понеже свинское есть житие». Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

Хочешь жену – занавесь иконы.



Перед тем, как исполнить супружеский долг, нужно было подготовиться: снять нательный крестик, занавесить лики святых. Церковь после соития можно было посещать лишь тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.

Вдова – глава семейства.

Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которыми владел ее усопший супруг. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.

Тощих в жены не берут.



Современные красотки вряд ли бы вышли замуж на Руси: идеалом тогда считалась полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Худоба же была символом либо нищеты, либо болезни. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок. Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения.

На щечке родинка, а в глазах любовь…

Родинки или родимые пятна, шрамы или царапины также могли стать препятствием для замужества девушки – все эти отметины считались серьезными недостатками для будущей невесты. Их наличие могло расстроить свадьбу.

Была здоровая, стала худая.



Если кто-то хотел расстроить свадьбу – достаточно было «помочь» заболеть невесте. Так, царь Михаил Федорович хотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела. Причина была проста – девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки.

Принарядиться на выход.

Замужняя женщина не имела права куда-либо выйти без разрешения супруга – даже в церковь. Но если уж намечался выход «в люди», то женщина находилась при полном параде: в нарядной одежде и с накрашенным лицом.

Стегать – наедине.



Свод правил и наставлений XVI века под названием «Домострой» рекомендовал не бить жену при обществе: «не перед людьми, наедине поучить» – «плеткою вежливенько побить, за руки держа». К тому же, есть свидетельства, что такие наказания женщинам нравились: «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их – нелюбовь и нерасположение мужей к себе».

Ночь с чужой женщиной – блуд, а не прелюбодеяние.

Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него чаще всего не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей. Прелюбодеем же считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее

Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Если же муж хотел простить блудницу, то его самого наказывали.

Гостю – водку и поцелуй.



Демонстрация жены гостю была величайшим знаком почтения. В 1643 году князю Льву Шляховскому так понравился голштинский посол Адам Олеарий, что он увел его в специальный зал. Вскоре туда вошла жена в пышном наряде. Посол должен был взять у нее из рук рюмку водки, пригубить и, если муж подаст знак, поцеловать хозяйку в губы.

Снохачество – простительный грех.

В русской деревне, где мужчина – глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) распространенной практикой было снохачество. Это значит, что он состоял в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (снохой). Такая практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодежь уходила работать в города и оставляла жен дома в деревне.

Источник

Смотри также:
Каких женщин на Руси не брали замуж?
Почему девушки на Руси топились после первой брачной ночи?
Жених №1 Всея Руси: такого вы не скоро увидите.
Тысячи голых девственниц на стадионе: как король Свазиленда выбирает себе новую жену.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: