Семья – очень важная категория для современного общества. И строится она по определенным правилам. Впрочем, так было всегда: в любые времена брак и совместная жизнь выстраивались согласно неким канонам. Одно было в порядке вещей, другое – под негласным запретом. Хотите знать об интересных особенностях супружеской жизни Древней Руси? Тогда читайте:
Надоела жена – иди в монастырь.
Поводов для развода с женой, приведенных в «Уставе князя Ярослава» (XIII век), было несколько: прелюбодеяние, подтвержденное свидетелями; общение с посторонними без разрешения; покушение на жизнь мужа или несообщение об угрозе такового. Женщина, в свою очередь, могла попросить развода, если мужчина «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств) или пропал на длительное время. В случае же, если супруги не хотели больше жить в браке – то один из них имел возможность уйти в монастырь.
Четвертый брак – вне закона.
Повторно жениться не было запрещено, но это было нежелательно. Тем не менее каноническое право в православии позволяло три брака. А вот четвертый считался «нечестьем, понеже свинское есть житие». Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.
Хочешь жену – занавесь иконы.
Перед тем, как исполнить супружеский долг, нужно было подготовиться: снять нательный крестик, занавесить лики святых. Церковь после соития можно было посещать лишь тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.
Вдова – глава семейства.
Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которыми владел ее усопший супруг. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.
Тощих в жены не берут.
Современные красотки вряд ли бы вышли замуж на Руси: идеалом тогда считалась полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Худоба же была символом либо нищеты, либо болезни. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок. Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения.
На щечке родинка, а в глазах любовь…
Родинки или родимые пятна, шрамы или царапины также могли стать препятствием для замужества девушки – все эти отметины считались серьезными недостатками для будущей невесты. Их наличие могло расстроить свадьбу.
Была здоровая, стала худая.
Если кто-то хотел расстроить свадьбу – достаточно было «помочь» заболеть невесте. Так, царь Михаил Федорович хотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела. Причина была проста – девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки.
Принарядиться на выход.
Замужняя женщина не имела права куда-либо выйти без разрешения супруга – даже в церковь. Но если уж намечался выход «в люди», то женщина находилась при полном параде: в нарядной одежде и с накрашенным лицом.
Стегать – наедине.
Свод правил и наставлений XVI века под названием «Домострой» рекомендовал не бить жену при обществе: «не перед людьми, наедине поучить» – «плеткою вежливенько побить, за руки держа». К тому же, есть свидетельства, что такие наказания женщинам нравились: «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их – нелюбовь и нерасположение мужей к себе».
Ночь с чужой женщиной – блуд, а не прелюбодеяние.
Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него чаще всего не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей. Прелюбодеем же считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее
Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Если же муж хотел простить блудницу, то его самого наказывали.
Гостю – водку и поцелуй.
Демонстрация жены гостю была величайшим знаком почтения. В 1643 году князю Льву Шляховскому так понравился голштинский посол Адам Олеарий, что он увел его в специальный зал. Вскоре туда вошла жена в пышном наряде. Посол должен был взять у нее из рук рюмку водки, пригубить и, если муж подаст знак, поцеловать хозяйку в губы.
Снохачество – простительный грех.
В русской деревне, где мужчина – глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) распространенной практикой было снохачество. Это значит, что он состоял в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (снохой). Такая практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодежь уходила работать в города и оставляла жен дома в деревне.
Смотри также:
Каких женщин на Руси не брали замуж?
Почему девушки на Руси топились после первой брачной ночи?
Жених №1 Всея Руси: такого вы не скоро увидите.
Тысячи голых девственниц на стадионе: как король Свазиленда выбирает себе новую жену.