Тотальный контроль над СМИ позволял советской власти оградить население страны от инакомыслия и негативной информации, но параллельно замалчивались и сообщения о настоящих трагедиях. Однако люди все равно шептались и понемногу сведения о страшных смертях просачивались в народ. Что-то, как сломанный эскалатор, превратилось в городскую легенду, а об иных событиях мало что известно и поныне.
Сломанный эскалатор в московском метро
Об этом писали в газетах, но мало и противоречиво. Инцидент произошел на станции “Авиамоторная”, 17 февраля 1982 года. Сначала сломалась одна система аварийной защиты эскалатора, потом другая. Был час пик, люди столпились на лестнице и под их весом начали рушиться прочие системы. Толпу народа понесло вниз, где люди падали друг на друга – в той страшной давке погибло несколько человек, десятки получили ранения.
Кто-то пытался убежать вверх, иные перепрыгивали на соседнюю линию, ломались ограждения и в какой-то момент показалось, что все рухнет и люди провалятся прямо в движущиеся механизмы. Обошлось, а в газетах дали краткие заметки о том, что происшествие расследуется. Позже появлялись разборы, описания причин катастрофы, но вот о точных последствиях известно очень мало. Кроме того, что началась тотальная проверка всех эскалаторов метро.
Таран жилого дома самолетом в Новосибирске
Молодой, 23-летний пилот легкого пассажирского самолета Ан-2, Владимир Серков, 26 сентября 1972 года угнал свое транспортное средство. Он сделал несколько кругов над городом, разогнался и на скорости в 150 км/ч врезался в жилой дом, где проживал. Это был намеренный таран – летчик хотел покончить с собой и убить жену с тещей. Самолет врезался между 3 и 4 этажами жилой пятиэтажки и создал значительные разрушения в нескольких квартирах.
Из-за разлитого топлива начался пожар, но его быстро потушили, а следы тарана спешно ликвидировали. Достоверно известно, что погиб сам пилот, а вот о его неверной супруге слухи ходили самые разные. Была даже версия о диверсии иностранных шпионов, настолько все оказалось засекречено и непонятно.
Взрыв ракеты Р-16
24 октября 1960-го на Байконуре спешно готовили к старту новую межконтинентальную ракету Р-16. Был самый разгар холодной войны, гонка вооружений уже раскрутилась на полную и люди торопились. С запуском постоянно возникали какие-то проблемы, старт откладывался и тогда на космодром прибыло высокое начальство. Сам главком Ракетных войск стратегического назначения и Главный маршал артиллерии, Митрофан Неделин, торопил инженеров – под давлением военных были грубо нарушены правила безопасности.
Заправленную, но неисправную огромную ракету Р-16 вывели на старт, однако за полчаса до запуска вдруг сработала система запуска двигателей. На стартовой площадке находилось множество людей, которых тотчас объяло пламя. По одним данным погибло 70-80 человек, по другим – более 130. Далеко не все останки были опознаны и кого-то похоронили прямо на месте, на братском кладбище. А для прессы сделали заявление, что Неделин погиб в авиакатастрофе – это был меньший удар, чем признать крах Р-16.
Давка на стадионе “Лужники”
В конце осени 1982-го в Москву приехала голландская футбольная команда “Хаарлем”, сыграть со “Спартаком”. Матч проводили при холодной погоде, болельщиков было немного, для них расчистили от снега несколько трибун и оказалось так, что большая часть людей была сосредоточена в одном месте. Милиция оставила для выхода лишь один проход, чтобы было удобнее контролировать буйных фанатов. Еще до конца матча часть болельщиков заскучала и пошла домой, но на последних минутах наши забили голландцам гол и толпа повернула назад.
Образовалась пробка, в которой началась давка и люди буквально затаптывали друг друга. От давления стальные перила сломались и подростки начали падать с высоты на бетонный пол. Те, кто пережил ту трагедию, рассказывают о горах мертвых тел, но по официальным сводкам погибло лишь 66 человек. Почти все – младше 20 лет, что закономерно попытались скрыть и поэтому точный подсчет жертв невозможен и поныне.