5 самых таинственных полотен Третьяковки

Великими, знаменитыми полотна становятся не просто так. Чтобы сохранить интерес зрителей, пронести его через века, поддерживать интригу и тайну, картины наделяют важными, но малозаметными неискушенному взгляду деталями. Давайте рассмотрим на примере этих 5 всем известных шедевров.

“Утро в сосновом лесу”, Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Во-первых, изначально это было вовсе не полотно Шишкина, как полагают многие. Напротив, даже сюжет картины придумал его коллега Савицкий, Шишкин же хотел просто нарисовать лесной пейзаж. Во-вторых, медведей, самую известную часть картины, тоже создал не он, а Константин Аполлонович Савицкий. Правда, Третьякову мишки пришлись не по душе – уж больно страшные, поэтому на правах покупателя полотна он приказал фамилию второго художника вымарать.

“Московский дворик”, Василий Поленов, 1878 год

Предмет в левом нижнем углу – помойка, а не колодец, как полагают современные зрители. Невдомек им и то, что Поленов эксплуатировал это здание на Арбате в качестве натуры для картин неоднократно, просто каждый раз писал его с различных ракурсов. Доказательством служит, например, картина “Бабушкин сад”. Эти и прочие уловки публика предпочла не замечать, сосредоточившись на главном – в ту эпоху доминировали мрачноватые полотна передвижников и яркий, наполненный солнечным светом пейзаж Поленова оказался словно глоток живительного воздуха для просвещенной аудитории.

“Неравный брак”, Василий Пукирев, 1862 год

Картина стала своего рода калькой на жизнь и нравы тогдашнего столичного люда, причем достоверно установлено, что она изображает историю вполне конкретной купеческой семьи Карзинкиных. Однако интригу добавляет тот факт, что невеста написана с лика Прасковьи Варенцовой, которая к семье Карзинкиных никакого отношения не имеет. Это ее брат, Сергей Варенцов, претендовал на руку Елены, но та отказала ему, предпочтя выйти замуж за более обеспеченного Карзинкина. И он вовсе не был стариком, лишь на десяток лет ее старше, правда, быстро заполучил морщины из-за любовных интрижек молодой супруги. Что касается Прасковьи, то после создания картины ее выдали замуж за князя Цицианова, действительно старого и вредного, который довел девушку до богадельни. Пеняли ли Пукереву за то, что своей работой он все так предопределил, теперь уже не понять.

“Три богатыря”, Виктор Васнецов, 1898 год

27 лет – срок немалый, именно столько Васнецов трудился над данным полотном, что уже само по себе делает его уникальным. Известно, что лик Добрыни он создал, глядя на себя в зеркало. Император Александр III стал прообразом Ильи Муромца, в качестве лица Алеши Поповича выступил безымянный крестьянин. Или иной человек низкого сословия, которых Васнецов частенько привлекал в качестве натурщиков.

По каноническому толкованию, богатыри на картине просто выехали в чистое поле, размяться и погулять. Однако присмотритесь – тетива на луке натянута, сам он в боевом положении. Добрыня вынимает меч из ножен и вместе с Муромцем они вглядываются, ищут взглядом врага в определенной стороне. Ветер развевает гривы лошадей, клонит степной ковыль, а позади наползают хмурые тучи. Все вместе создает ощущение тревоги, надвигающейся беды.

“Явление Христа народу”, Александр Иванов, 1857 год

История этой картины трагическая и одновременно символическая. Иванов, написавший за время жизни в Италии до полутысячи полотен и эскизов, всю жизнь готовился создать шедевр, свою лебединую песнь. Так оно и получилось, впоследствии император приобрел картину за невиданные для тех времен 15 000 рублей. Правда, сам Иванов денег так и не увидел, так как умер буквально через месяц после показа полотна в России. Отчасти в этом виновата публика, которая не оправдала ожидания художника и даже раскритиковала его работу. Дескать, вода написана не по канонам, фигуры мелковаты и т.д. – в петербургской Академии художеств нашлось немало критиков, готовых погреть руки на чужой славе.

А ведь Иванов в прямом смысле жертвовал жизнью ради этой картины. Во время доставки ее из Италии в Санкт-Петербург судно попало в жестокий шторм и художник, свернув полотно в рулон, стоял с ним в обнимку на палубе, желая погибнуть, но не увидеть, как будет уничтожено его детище. И, хоть тогдашняя публика стараний не оценила, впоследствии картина станет прообразом работ многих импрессионистов.

 

Источник

Смотри также:
Шокирующая реальность современного общества от дуэта румынских художников
Как распознать картину любого художника за 5 секунд — лайфхак для начинающих ценителей живописи
Вдохновенная живопись художника-инвалида

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: